Противодействие коррупции
Компания следует принципам добросовестности, прозрачности и ответственности. АО «Казахтелеком» и ДЗО, а также все их сотрудники обязаны соблюдать требования антикоррупционного законодательства Республики Казахстан и принципы этичного ведения бизнеса.
Подход к управлению
В Компании продолжает эффективно функционировать Служба комплаенс. Основной задачей подразделения комплаенса является предупреждение и выявление нарушений антикоррупционного законодательства и внутренних документов «Казахтелекома».
Служба комплаенс также уделяет большое внимание вопросам этики и поведения и не приемлет случаи унижения и дискриминации работников со стороны руководства как в самом «Казахтелекоме», так и в его дочерних компаниях. При выявлении таких нарушений комплаенс предпринимает меры для привлечения к ответственности недобросовестных руководителей. В этом вопросе подразделение комплаенса имеет поддержку как от Председателя Правления общества, так и от высшего руководства дочерних компаний.
В Компании введены следующие внутренние документы, регулирующие антикоррупционные комплаенс-процедуры:
- Политика противодействия коррупции (актуализирована в 2023 году).
- Политика уведомления о предполагаемых неэтичных/неправомерных действиях.
- Политика по урегулированию конфликта интересов.
- Кодекс деловой этики.
- Кодекс корпоративного управления.
С документами можно ознакомиться на сайте Компании telecom.kz в разделе «Устойчивое развитие», подраздел «Противодействие коррупции».
Противодействие коррупции в Компании основывается на следующих основных принципах:
- законность деятельности Общества;
- публичность и открытость деятельности Общества;
- проведение антикоррупционной пропаганды среди работников, партнеров и клиентов Общества;
- сотрудничество в области антикоррупционной деятельности с государственными органами, а также партнерами и клиентами Общества;
- обязательное проведение служебных проверок по фактам нарушений антикоррупционного законодательства и внутренних политик Общества;
- защита и поощрение лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции;
- приверженность должностных лиц принципам противодействия коррупции, предусмотренным настоящей Политикой, и установление «тона сверху»;
- неотвратимость наказания за совершение коррупционных правонарушений.
Основные направления по противодействию коррупции в 2023 году
Основными направлениями работы комплаенса в сфере противодействия коррупции в 2023 году были:
- актуализация «Политики противодействия коррупции»;
- внутренний анализ коррупционных рисков;
- обучение работников;
- каналы обратной связи;
- взаимодействие с ДЗО.
В 2023 году актуализирована «Политика противодействия коррупции», которая устанавливает виды коррупционных нарушений, цели, задачи и принципы противодействия коррупции, а также ответственность работников и руководителей всех уровней за коррупционные нарушения.
Также в Компании определены и утверждены Приказами (ЦА и филиалы) перечни должностей с высоким риском совершения коррупционных правонарушений, с установлением особых, повышенных требований для принятия/назначения на эти должности, в том числе с принятием согласия на антикоррупционные ограничения. Для работников Компании разработан и размещен на внутреннем портале learning.telecom.kz дистанционный обучающий онлайн-курс по ознакомлению с Политикой противодействия коррупции.
В 2023 году проведен внутренний анализ коррупционных рисков в АО «Казахтелеком» за период 2022 года.
Внутренний анализ коррупционных рисков проводился по направлениям:
- закупочная деятельность;
- управления персоналом;
- бизнес-процессы в Обществе.
Подразделения и бизнес-процессы, в отношении которых проводилась оценка рисков, связанных с коррупцией

Результаты проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков с рекомендациями по их устранению направлены Председателю Правления АО «Казахтелеком».
По результатам проведенного анализа подготовлен и утвержден План мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.
По итогам отчетного периода подтвержденные случаи коррупции и взяточничества в АО «Казахтелеком» и ДЗО не зафиксированы.
Информирование о политиках и методах противодействия коррупции, 2021–2023

Обучение по вопросам противодействия коррупции
Компания регулярно проводит антикоррупционные тренинги для работников. Все новые сотрудники проходят обязательный вводный онлайн-курс по основным принципам «Кодекса деловой этики» и «Политики противодействия коррупции».
В 2023 году всеми руководителями филиалов и ДЗО проведены коммуникационные обучающие сессии, направленные на противодействие коррупции, мошенничеству и другим комплаенс-рискам.
В связи с актуализацией Политики противодействия коррупции в АО «Казахтелеком» и внесением дополнительных норм антикоррупционных ограничений в соответствии с изменениями антикоррупционного законодательства организовано проведение технической учебы с ознакомлением 80% работников всех филиалов и ЦА.
В 2023 году была проведена обучающая сессия для членов органов управления и исполнительного органа АО «Казахтелеком» и ДЗО по вопросам противодействия коррупции, были продемонстрированы последние тренды в области комплаенса и корпоративной культуры.
Руководителем Службы комплаенс в 2023 году на информационных площадках zakon.kz и kursiv.media проведены обзорные интервью, раскрывающие основные цели, задачи и результаты деятельности Службы комплаенса.
Количество работников по категориям, прошедших обучение по вопросам противодействия коррупции в 2023 году

Каналы обратной связи
Механизмы сообщений о фактах неэтичного или незаконного поведения в Компании регулируются «Политикой уведомления о предполагаемых неэтичных/неправомерных действиях».
В Компании действует горячая линия – независимый, конфиденциальный и анонимный канал связи, предназначенный для обращения в связи с фактическими или потенциальными случаями нарушений законодательства, в том числе в случае мошенничества, коррупции, дискриминации, неэтичного поведения и других нарушений. Горячая линия функционирует через материнскую компанию АО «ФНБ «Самрук-Қазына» и обслуживается независимым оператором (компанией KPMG).
Горячая линия гарантирует конфиденциальность и анонимность (по желанию обратившегося лица), а также регистрацию и обработку 100% обращений с последующим предоставлением отчетов ответственным лицам.
Компания гарантирует соблюдение конфиденциальности в отношении работников, деловых партнеров и других заинтересованных сторон, сообщивших нарушениях в Компании, а также отсутствие преследования и/или дискриминации.
В 2023 году на горячую линию поступило 105 обращений (51 подтвердились).
Основные темы обращений:
- нарушения процедур подключения услуг;
- неравные условия найма и труда;
- злоупотребление;
- неэтичное поведение;
- несправедливая оплата труда.
Служба комплаенс изучает обращения и материалы, полученные через горячую линию. При наличии признаков уголовного правонарушения Служба комплаенс направляет их на рассмотрение Управляющего комитета по финансово-хозяйственной дисциплине АО «Казахтелеком» под руководством Председателя Правления.
Члены управляющего комитета принимают решение о передаче материалов в правоохранительные органы.
Каждый факт, зафиксированный в Службе комплаенс, отражается в квартальном отчете для доклада Совету директоров. В 2023 году критических проблем не возникало.
На внутреннем и корпоративном сайтах Компании размещены контакты горячей линии и Службы комплаенс, по которым можно сообщить о любых фактах трудовых, коррупционных и иных видах правонарушений.
Каналы обратной связи для сообщения о нарушениях Политики противодействия коррупции:
АО «Самрук-Казына»


Планы на 2024 год и среднесрочную перспективу
- Организация и проведение обучающих мероприятий по вопросам в области комплаенс.
- Обеспечение своевременного обнаружения и урегулирование конфликта интересов.
- Обеспечение рассмотрения 100% обращений, переданных по линии конфиденциального информирования.
- Выезды в регионы в целях популяризации деятельности Службы комплаенс среди работников Общества (Мобильный офис СК).
- Проведение первичного сертификационного аудита Общества и ДАО по стандарту СТ РК ISO 37001 «Система менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по использованию».