Интегрированный годовой отчет 2023
ҚАЗ
РУС
ENG

Противодействие коррупции

Компания следует принципам добросовестности, прозрачности и ответственности. АО «Казахтелеком» и ДЗО, а также все их сотрудники обязаны соблюдать требования антикоррупционного законодательства Республики Казахстан и принципы этичного ведения бизнеса.

Подход к управлению

GRI 3-3

В Компании продолжает эффективно функционировать Служба комплаенс. Основной задачей подразделения комплаенса является предупреждение и выявление нарушений антикоррупционного законодательства и внутренних документов «Казахтелекома».

Служба комплаенс также уделяет большое внимание вопросам этики и поведения и не приемлет случаи унижения и дискриминации работников со стороны руководства как в самом «Казахтелекоме», так и в его дочерних компаниях. При выявлении таких нарушений комплаенс предпринимает меры для привлечения к ответственности недобросовестных руководителей. В этом вопросе подразделение комплаенса имеет поддержку как от Председателя Правления общества, так и от высшего руководства дочерних компаний.

В Компании введены следующие внутренние документы, регулирующие антикоррупционные комплаенс-процедуры:

  • Политика противодействия коррупции (актуализирована в 2023 году).
  • Политика уведомления о предполагаемых неэтичных/неправомерных действиях.
  • Политика по урегулированию конфликта интересов.
  • Кодекс деловой этики.
  • Кодекс корпоративного управления.

С документами можно ознакомиться на сайте Компании telecom.kz в разделе «Устойчивое развитие», подраздел «Противодействие коррупции».

GRI 205-1, 205-2


Противодействие коррупции в Компании основывается на следующих основных принципах:

  1. законность деятельности Общества;
  2. публичность и открытость деятельности Общества;
  3. проведение антикоррупционной пропаганды среди работников, партнеров и клиентов Общества;
  4. сотрудничество в области антикоррупционной деятельности с государственными органами, а также партнерами и клиентами Общества;
  5. обязательное проведение служебных проверок по фактам нарушений антикоррупционного законодательства и внутренних политик Общества;
  6. защита и поощрение лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции;
  7. приверженность должностных лиц принципам противодействия коррупции, предусмотренным настоящей Политикой, и установление «тона сверху»;
  8. неотвратимость наказания за совершение коррупционных правонарушений.

Основные направления по противодействию коррупции в 2023 году

Основными направлениями работы комплаенса в сфере противодействия коррупции в 2023 году были:

  • актуализация «Политики противодействия коррупции»;
  • внутренний анализ коррупционных рисков;
  • обучение работников;
  • каналы обратной связи;
  • взаимодействие с ДЗО.

В 2023 году актуализирована «Политика противодействия коррупции», которая устанавливает виды коррупционных нарушений, цели, задачи и принципы противодействия коррупции, а также ответственность работников и руководителей всех уровней за коррупционные нарушения.

Также в Компании определены и утверждены Приказами (ЦА и филиалы) перечни должностей с высоким риском совершения коррупционных правонарушений, с установлением особых, повышенных требований для принятия/назначения на эти должности, в том числе с принятием согласия на антикоррупционные ограничения. Для работников Компании разработан и размещен на внутреннем портале learning.telecom.kz дистанционный обучающий онлайн-курс по ознакомлению с Политикой противодействия коррупции.

В 2023 году проведен внутренний анализ коррупционных рисков в АО «Казахтелеком» за период 2022 года.

1 030
работников АО «Казахтелеком» прошли в 2023 году дистанционный обучающий онлайн-курс по ознакомлению с актуализированной «Политикой противодействия коррупции».

Внутренний анализ коррупционных рисков проводился по направлениям:

  • закупочная деятельность;
  • управления персоналом;
  • бизнес-процессы в Обществе.
GRI 205-1
Подразделения и бизнес-процессы, в отношении которых проводилась оценка рисков, связанных с коррупцией

Результаты проведенного внутреннего анализа коррупционных рисков с рекомендациями по их устранению направлены Председателю Правления АО «Казахтелеком».

По результатам проведенного анализа подготовлен и утвержден План мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

GRI 205-3

По итогам отчетного периода подтвержденные случаи коррупции и взяточничества в АО «Казахтелеком» и ДЗО не зафиксированы.


GRI 205-2
Информирование о политиках и методах противодействия коррупции, 2021–2023
Примечание к таблице: информация по регионам не собирается.

Обучение по вопросам противодействия коррупции

Компания регулярно проводит антикоррупционные тренинги для работников. Все новые сотрудники проходят обязательный вводный онлайн-курс по основным принципам «Кодекса деловой этики» и «Политики противодействия коррупции».

В 2023 году всеми руководителями филиалов и ДЗО проведены коммуникационные обучающие сессии, направленные на противодействие коррупции, мошенничеству и другим комплаенс-рискам.

В связи с актуализацией Политики противодействия коррупции в АО «Казахтелеком» и внесением дополнительных норм антикоррупционных ограничений в соответствии с изменениями антикоррупционного законодательства организовано проведение технической учебы с ознакомлением 80% работников всех филиалов и ЦА.

В 2023 году была проведена обучающая сессия для членов органов управления и исполнительного органа АО «Казахтелеком» и ДЗО по вопросам противодействия коррупции, были продемонстрированы последние тренды в области комплаенса и корпоративной культуры.

Руководителем Службы комплаенс в 2023 году на информационных площадках zakon.kz и kursiv.media проведены обзорные интервью, раскрывающие основные цели, задачи и результаты деятельности Службы комплаенса.

4
обучающих мероприятия
по вопросам противодействия коррупции проведены в Компании в 2023 году
Охват:
15 217 (80%)
работников Компании
GRI 205-2
Количество работников по категориям, прошедших обучение по вопросам противодействия коррупции в 2023 году

Каналы обратной связи

GRI 2-16, 2-25, 2-27, GRI 205-3

Механизмы сообщений о фактах неэтичного или незаконного поведения в Компании регулируются «Политикой уведомления о предполагаемых неэтичных/неправомерных действиях».

В Компании действует горячая линия – независимый, конфиденциальный и анонимный канал связи, предназначенный для обращения в связи с фактическими или потенциальными случаями нарушений законодательства, в том числе в случае мошенничества, коррупции, дискриминации, неэтичного поведения и других нарушений. Горячая линия функционирует через материнскую компанию АО «ФНБ «Самрук-Қазына» и обслуживается независимым оператором (компанией KPMG).

Горячая линия гарантирует конфиденциальность и анонимность (по желанию обратившегося лица), а также регистрацию и обработку 100% обращений с последующим предоставлением отчетов ответственным лицам.

Компания гарантирует соблюдение конфиденциальности в отношении работников, деловых партнеров и других заинтересованных сторон, сообщивших нарушениях в Компании, а также отсутствие преследования и/или дискриминации.

В 2023 году на горячую линию поступило 105 обращений (51 подтвердились).

Основные темы обращений:

  • нарушения процедур подключения услуг;
  • неравные условия найма и труда;
  • злоупотребление;
  • неэтичное поведение;
  • несправедливая оплата труда.
GRI 2-16

Служба комплаенс изучает обращения и материалы, полученные через горячую линию. При наличии признаков уголовного правонарушения Служба комплаенс направляет их на рассмотрение Управляющего комитета по финансово-хозяйственной дисциплине АО «Казахтелеком» под руководством Председателя Правления.

Члены управляющего комитета принимают решение о передаче материалов в правоохранительные органы.

Каждый факт, зафиксированный в Службе комплаенс, отражается в квартальном отчете для доклада Совету директоров. В 2023 году критических проблем не возникало.

На внутреннем и корпоративном сайтах Компании размещены контакты горячей линии и Службы комплаенс, по которым можно сообщить о любых фактах трудовых, коррупционных и иных видах правонарушений.

Каналы обратной связи для сообщения о нарушениях Политики противодействия коррупции:

Планы на 2024 год и среднесрочную перспективу

  • Организация и проведение обучающих мероприятий по вопросам в области комплаенс.
  • Обеспечение своевременного обнаружения и урегулирование конфликта интересов.
  • Обеспечение рассмотрения 100% обращений, переданных по линии конфиденциального информирования.
  • Выезды в регионы в целях популяризации деятельности Службы комплаенс среди работников Общества (Мобильный офис СК).
  • Проведение первичного сертификационного аудита Общества и ДАО по стандарту СТ РК ISO 37001 «Система менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по использованию».