Интегрированный годовой отчет 2023
ҚАЗ
РУС
ENG

Развитие Big Data

«Казахтелеком» уделяет существенное внимание вопросам управления данными, создания и развития инфраструктуры и экспертизы Big Data, а также внедрению искусственного интеллекта в бизнес-процессы Компании.

«Казахтелеком» продолжает внедрение Big Data аналитики как инструмента для генерации дополнительных доходов Компании, оптимизации бизнес-процессов, повышения качества услуг и сохранения лидерских позиций на рынке.

В 2023 году Дивизион Информационных технологий (Дивизион ИТ) успешно реализовали значимые стратегические шаги в области управления данными и Big Data. Среди них – внедрение практик управления данными, придерживаясь принципов Data Governance. Компания ориентируется на мировые стандарты управления данными DAMA-DMBOK и DCAM. Это позволило не только обеспечить эффективное управление данными, но и гарантировать их качество, достоверность и конфиденциальность.

Также были успешно внедрены ключевые компоненты управления данными, такие, как DataCatalog, BusinessGlossary и DataQuality. Эти инструменты значительно упростили процессы работы с данными. Одновременно в компании активно внедряется доменно-распределенное хранение данных, в основе которого лежат отраслевые стандарты телеком-оператора – SID TM-Forum.

Кроме того, была успешно запущена аналитическая база данных на Open Source технологиях, внедрена near real-time аналитика, что позволило оперативно обрабатывать и использовать данные для принятия бизнес-решений. Также, большое внимание Компания уделяет развитию и улучшению моделей машинного обучения.

В целом, благодаря проводимой работе по Big Data значительно выросло количество активных пользователей корпоративной платформы данных и инструмента BI-аналитики. На сегодня около 3 000 сотрудников активно используют эти инструменты в работе. Важным результатом для Компании также является рост свободного денежного потока от управления данными по 2023 году. Так, на основе анализа больших данных Компании уже разработано свыше 50 проектов, 26 из которых показали эффект FCF порядка 11 млрд тенге.

Инструменты, предусматривающие использование Big Data, позволяют «Казахтелекому» найти индивидуальный подход к каждому клиенту, а также используются для улучшения деятельности подразделений Компании.


«Фабрика данных»

В ноябре 2021 года в «Казахтелекоме» было создано специальное структурное подразделение «Фабрика данных», которое занимается инфраструктурой, сбором, обработкой и очисткой данных. Кроме того, в каждом бизнес-подразделении были выделены специалисты, основными задачами которых стали анализ больших данных и использование всей накопленной Компанией информацией для решения бизнес-задач своего направления. Ранее запросы на получение данных отправлялись в централизованное подразделение. Обработка таких запросов могла занимать много времени из-за большого объема задач. Для более оперативного решения проблемы Компания решила децентрализовать процесс и обучить всех сотрудников, непосредственно или косвенно работающих с данными, необходимым навыкам. Теперь все запросы обрабатываются более эффективно.



«Фабрика данных» содействует развитию внутренней и внешней монетизации данных, а также повышению уровня зрелости практик управления большими данными.

На первом этапе «Фабрики данных» был проведен аудит ландшафта данных, операционной модели и текущих аналитических инициатив Компании. Следующим шагом стала разработка целевого состояния функции управления данными, включая дорожную карту инициатив на три года.

На данный момент реализуются инициативы дорожной карты: развернуты компоненты целевой архитектуры, проводится сбор бизнес-требований для их дальнейшей настройки, а также проходят семинары с сотрудниками структурных подразделений для внедрения целевой операционной модели.

«Казахтелеком» планирует, что «Фабрика данных» станет ключевым драйвером развития Компании, как мультисервисного оператора, предоставляющего различный спектр современных и цифровых услуг.

Проект «Фабрика данных» «Казахтелекома» был отмечен международными экспертами и получил награды за вклад в развитие и продвижение инструментов и технологий управления большими данными (Big Data):

  • Global CIO признал «Фабрику данных» лучшим IT-проектом в телекоммуникационной отрасли.
  • DAMA International признал «Фабрику данных» лучшим в номинации Embrace Transformation Award 2023.

Планы на 2024 год

  1. Реализация всех задач по автоматизации процессов и цифровизации сервисов.
  2. Обеспечение бесперебойности работы всех систем и непрерывности предоставления услуг.
  3. Исполнение всех плановых показателей, стоящих перед Дивизионом Информационных технологий, включая исполнение планов начисленных доходов по ИКТ бизнесу, решение задач по информационной безопасности.

Наиболее крупные запланированные инициативы:

  • реализация третьего этапа модернизации ИТ-инфраструктуры;
  • строительство нового ЦОД уровня TIER III в Астане;
  • миграция системы SAP ERP на S\4 HANA;
  • совершенствование системы менеджмента ИТ-услуг и реинжиниринг бизнес-процессов предоставления сервисов клиентам и сотрудникам Общества.