Информационные технологии
По итогам 2023 года Дивизион ИТ продемонстрировал рост по всем направлениям деятельности. Так, свободный денежный поток от бизнес-деятельности Дивизиона вырос в два раза. При этом рост свободного денежного потока при текущих инвестициях достигается, в том числе, за счет правильного управления капиталом и операционной эффективностью. Это свидетельствует о том, что направление ИТ способно генерировать достаточно денежных средств, чтобы компенсировать вкладываемые инвестиции.
В то же время, несмотря на количество реализуемых проектов и новых направлений деятельности Дивизиона, операционные расходы не демонстрируют ощутимого увеличения. Так, прирост операционных расходов 2023 года в сравнении с 2022 годом составил всего лишь 5%, что говорит об эффективном управлении активами, техническими и человеческими ресурсами.
Развитие сети дата-центров
Дивизион Информационных технологий (Дивизион ИТ) продолжает успешно удерживать лидирующие позиции на рынке ЦОДов и облачных услуг в Казахстане. По данным IDC, доля Компании на рынке ЦОД составляет порядка 52%, а на внутреннем рынке облачных услуг – 31% (с учетом проектов облачных сервисов, реализованных на базе ЦОДов «Казахтелекома»).
На сегодняшний день Компания поддерживает сеть из 27 дата-центров в крупных городах и областных центрах республики. Это порядка 1 600 стоек. В 2023 году Дивизион завершил организацию двух новых модулей с емкостью в 84 стойки в модульном дата-центре Алматы — самого нового ЦОД в сети Компании. Соответственно, суммарная емкость ЦОДа составила 168 стойкомест. В 2024 году Дивизион намерен завершить организацию новой гермозоны на 44 стойки и в дата-центре Акколя. Также в планах строительство нового ЦОД уровня TIER III в г. Астана на 300 стоек, где спрос в настоящее время растет в геометрической прогрессии.
Развитие облачных сервисов
С точки зрения развития облачных сервисов и расширения их ассортимента Дивизион ИТ развивает собственную инфраструктуру виртуальных ресурсов и инфраструктурных решений на базе собственных ЦОДов, а также в сотрудничестве с партнерами. В рамках данного направления организована новая площадка виртуального дата-центра в Алматы, где решение поддерживается обновленными лицензиями VMware последней версии. В 2024 году планируется миграция существующих площадок на новую версию и развитие ассортимента IaaS сервисов. В этой же части – партнерское сотрудничество с провайдерами облачных сервисов для развития PaaS/IaaS решений. В конце 2023 года АО «Казахтелеком» и ТОО «Умные города» подписали договор о сотрудничестве в разработке и развитии новых облачных IaaS и PaaS сервисов с функционалом self’s services на ismet.kz. Уже сегодня на портале клиенты Компании могут приобрести два продукта – «Виртуальные вычислительные ресурсы» и «Объектное хранилище S3». В 2024 году планируется расширение ассортимента продуктов с развитием мощностей на ресурсах ЦОД «Казахтелекома».
В декабре 2023 года «Казахтелеком» и ТОО «Умные города», входящая в цифровую экосистему AITU от BTS Digital, заключили договор о сотрудничестве в развитии облачных технологий в Казахстане, а также расширении линейки cloud-решений и продуктов.
Первые несколько совместных облачных сервисов уже представлены «Казахтелекомом» на портале для бизнеса ismet.kz: «Виртуальные вычислительные ресурсы» и «Объектное хранилище S3».
На следующем этапе «Казахтелеком» намерен подключить к облачным продуктам компании-партнера уже собственную инфраструктуру. Это позволит объединить высокую надежность и безопасность данных, которые предоставляет «Казахтелеком» на базе собственной сети дата-центров, с высококачественным и оперативным сервисом «Умных городов». Кроме того, в 2024 году компании намерены расширить ассортимент облачных продуктов и сервисов за счет совместных разработок. Одними из приоритетных совместных продуктов для запуска в ближайшее время станут совместные облачные продукты для ИТ-разработчиков: Kubernetes as a Service и сервис аналитики – Database as a Service.
Развитие инфраструктуры и ИТ-архитектуры
Одним из важных результатов 2023 года для Дивизиона ИТ стало успешное завершение прохождения сертификации системы менеджмента ИТ-услуг «Информационные технологии. Менеджмент услуг». Теперь качество ИТ-сервисов «Казахтелекома» подтверждено международной сертификацией ISO/IEC 20000-1-2016.
В рамках проекта по модернизации и улучшению ИТ-инфраструктуры Компании, Дивизион ИТ установил и ввел в эксплуатацию новое высокопроизводительное серверное и сетевое оборудование, выполнил модернизацию ядра корпоративной сети, приступил к большой программе по обновлению сегментов сети в регионах. В 2024 году Дивизион планирует уже завершить глобальную модернизацию и ИТ-инфраструктура будет полностью соответствовать ожиданиям бизнеса в части отказоустойчивости, надежности, производительности и скорости реакции на изменения бизнес требований.
Кроме того, запущена в эксплуатацию отказоустойчивая, географически разнесенная площадка для ключевых ИТ-систем Компании. Основная часть систем уже мигрировала на новую площадку. Закончить же процесс миграции Дивизион планирует в первом полугодии 2024 года.
В рамках реализации инициатив в направлении ESG Дивизион ИТ реализовал проект по уменьшению потребления электроэнергии персональными компьютерами. На практике это выразилось в настройках политик энергосбережения на всех этих устройствах, что позволило только за 2023 год добиться общей экономии потребления электроэнергии порядка 900 МВт.
В 2023 году Дивизион ИТ также провел существенную внутреннюю работу по переводу основных информационных систем Компании с монолита на микросервисную ИТ-архитектуру. Микросервисы дают возможность оперативно вносить изменения в конкретную систему, не затрагивая другие. Это обеспечивает более быстрый процесс внедрения новых сервисов и услуг, а также предоставляет более высокую отказоустойчивость и гибкую масштабируемость. В настоящее время уже реализовано несколько задач внутри Компании, в числе которых – перевод системы Oracle ASAP на микросервисную архитектуру, где Дивизионом ИТ было разработано два набора микросервисов по активации/деактивации ресурсов GPON и объектов сети телефонии. Итогом стал реинжениринг бизнес-процессов, что позволило сократить время прохождения заказа на этапе активации ресурсов, снизилось количество ручных операций, количество возвратов на предыдущие этапы и т. д.
По результатам исполнения заказа по новой схеме все данные загружаются в систему Big Data с целью анализа на предмет некорректных данных в системах технического учета и минимизации ошибок. В рамках перехода на микросервисную архитектуру в 2024 году Дивизион ИТ планирует завершить работу в таких монолитных системах как Amdocs, Спутник, Remedy, Siebel CRM. Из проприетарных ПО в Компании сохранятся следующие информационные системы: Small Word, Cramer, SAP, Genesys. Они будут поддерживать требования открытых интерфейсов и микросервисных стандартов. При этом система SAP будет переведена на мультимодельную систему управления базами данных SAP Hana.