Интегрированный годовой отчет 2023
ҚАЗ
РУС
ENG

Корпоративный бизнес

«Казахтелеком» является лидером телекоммуникационного рынка Республики Казахстан, в том числе, в корпоративном сегменте. Компания располагает самой развитой инфраструктурой, большой филиальной сетью, а также имеет большой технический и кадровый потенциал.

Ключевые результаты работы в 2023 году

Компания предлагает своим клиентам широкий спектр современных телекоммуникационных услуг, включая телефонию, передачу данных, доступ в интернет и услуги спутниковой связи.

По результатам деятельности за 2023 год в корпоративном сегменте выручка Компании в разрезе сегментов В2В, В2G, В2О составила 155,2 млрд тенге без учета НДС.

В рамках реализации стратегических задач АО «Казахтелеком» в корпоративном сегменте в 2023 году прирост выручки в сравнении с 2022 годом составил 4,2 млрд тенге.

Доходы Компании в корпоративном сегменте, млрд тенге
Структура доходов Компании в корпоративном сегменте, 2023 год, %

В структуре доходов Компании в корпоративном сегменте наибольшую долю в размере 39,7% составляют доходы от предоставления услуг сети передачи данных. Доля доходов от взаимодействия с операторами Республики Казахстан составляет 35,5%, а доля доходов по соглашениям с международными операторами составила 10,4%.

Динамика объемных показателей на сегментах В2В и В2G, тыс. устройств

Снижение продаж фиксированных линий является сложившейся мировой тенденцией в связи с развитием услуг-субститутов-мессенджеров и социальных сетей. В связи с образованием новых областей и проведения клиентами мероприятий по переезду в новые областные центры, инвентаризацией и сокращению расходов, были оптимизированы корпоративные сети, что привело к расформированию точек ФЛ, ШПД, ТВ и IP VPN.

Прирост ARLB за 2023 год к 2022 году в разрезе услуг предоставления доступа к сети Интернет и IP VPN, (В2В + В2G), %

По итогам 2023 года по сравнению с 2022 годом коммерческий показатель ARLB вырос по предоставлению ШПД к сети Интернет на 5000 тенге ежемесячно за каждую точку, что составляет 10,3%, по предоставлению IP VPN прирост составил 2200 тенге (5,9%), ежемесячно за каждую подключенную точку.

На конец 2023 года клиентская база в сегментах В2Х составляла 97 436 БИН, из них в сегменте В2О проводилось сопровождение договоров со 172 БИН операторов связи, в В2G-сегменте – с 15 068 БИН государственными организациями, в сегменте В2В – 82 196 БИН бизнес-компаний.

Результаты цифровизации и трансформации за 2023 год:

Международный операторский сегмент (B2O)

В международном операторском сегменте Компанией в 2023 году реализованы мероприятия по следующим проектам:

«Строительство ВОЛС по дну Каспийского моря»

«Казахтелеком» реализует стратегически важный для страны проект – строительство Транскаспийской волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) по маршруту Казахстан–Азербайджан, который является частью масштабного проекта «Цифровой Шелковый путь» (Digital Silk Way) – создание цифрового коридора между Европой и Азией.

Транскаспийская ВОЛС обеспечит транзит данных между Европой и Азией, а также даст Казахстану возможность резервировать существующие маршруты и создать на своей территории международный цифровой хаб, а также будет способствовать установлению доступа к новым рынкам и повышению удобства использования интернета, а также пропускной способности передачи данных между странами. Кроме того, уникальность проекта заключается и в том, что он обеспечит строительство первого подводного кабельного маршрута по дну Каспийского моря.

Основная цель проекта – обеспечить телекоммуникационную безопасность и информационный суверенитет Казахстана.

В рамках реализации проекта «Строительство ВОЛС по дну Каспийского моря» было подписано соглашение об условиях сотрудничества между сторонами, зарегистрировано совместное предприятие CASPINET B.V, акционерами которого стали АО «Казахтелеком» и ООО «Azertelecom Int.».

Ввод в эксплуатацию ВОЛС планируется в 2026 году, а во втором полугодии 2026 года – внедрение оптических линий связи в промышленную эксплуатацию.

Основной маршрут будет проходить по маршруту «Актау–район Сумгаит» и составит около 370 км, резервный канал протяженностью около 330 км будет проложен по маршруту «Курык–Бузовна».

Пропускная способность ВОЛС – 400 терабит в секунду (Tbps) – это очень высокая скорость передачи данных. Как пример: всемирный интернет-трафик за сутки в начале 2020-х годов оценивается приблизительно в 500 Tbps в секунду. Это значит, что пропускная способность в 400 Tbps может обеспечить почти 80% всего суточного глобального интернет-трафика.

В 2023 году завершены организационные процедуры:

  • Заложен фундамент для международного проекта.
  • Инициированы первые шаги в логистической и проектной подготовке.
  • Разработан бизнес-план проекта.
  • Утверждено техническое задание для дальнейшего проектирования.

Планы на 2024 год и среднесрочную перспективу:

  • Разработка тендерной документации по выбору подрядчика на проектирование и строительство ВОЛС по дну Каспийского моря.
  • Проведение тендеров и подписание контрактов с подрядчиками и партнерами на проектирование и строительство ВОЛС.
  • Начало этапа проектирования подводной части ВОЛС.
  • Уточнение сроков и этапов строительства ВОЛС.

Подробнее о реализации проекта читайте в наших последующих отчетах.


Инициатива «Супермагистраль»

В рамках инициативы «Супермагистраль» в Казахстане планируют построить высокоскоростную цифровую информационную сеть (супермагистраль), две ветви которой протянутся из Китая в Азербайджан и Россию.

В январе 2023 года «Казахтелеком» получил одобрение от Фонда «Самрук-Қазына» об инициировании разработки предварительного технико-экономического обоснования (пред-ТЭО) по проекту «Супермагистраль». В рамках исследования были проведены работы по определению влияния Супермагистрали и Супер-ЦОД на экономику, изучен мировой опыт, проведена оценка рисков, разработано технологическое решение, проведены изыскательские работы, подготовлена финансовая модель.

Подробнее о реализации инициативы читайте в наших последующих отчетах.

Целевая топология Супермагистрали

Новые бизнесы и продукты

Компания продолжает разрабатывать для своих клиентов B2B и B2G сегментов новые услуги. В 2023 году были запущены новые услуги на портале ismet.kz, в том числе, в сфере информационной безопасности.

Сервис «Защита от DDoS-атак»

Этот сервис обеспечивает надежную защиту IT-инфраструктуры от DoS/DDoS-атак, включая атаки «нулевого дня», путем применения самых современных разработок в области кибербезопасности. Это инновационное решение обеспечивает защиту как от внутренних, так и от внешних атак, независимо от их происхождения – из Казахстана или за его пределами.

Сервис интегрирован в сетевую инфраструктуру АО «Казахтелеком», что обеспечивает эффективное противодействие DDoS-атакам любого уровня сложности.

Подробнее о сервисе – на портале ismet.kz.


«Тревожная кнопка»

«Тревожная кнопка» от АО «Казахтелеком» – это современное решение в сфере общественной безопасности. Кнопка SOS позволяет совершать экстренный вызов от места, где установлено устройство, до центра оперативного реагирования МВД в случае возникновения противоправных действий либо чрезвычайных ситуаций.

«Тревожные кнопки» привязываются к местоположению, тем самым сокращая время вызова сотрудников полиции.

Преимущества «Тревожной кнопки»:

  • Простота использования.
  • Быстрая передача сигнала.
  • Возможность получить оперативную помощь.
  • Возможность интеграции в комплексную систему безопасности в школе.

Использование «Тревожной кнопки» в школах предоставляет участникам образовательного процесса дополнительный уровень защиты, способствует созданию более безопасной образовательной среды.

Подробнее о сервисе – на портале ismet.kz.


«Интернет с доступом к кэш-серверам»

Кэш-сервера – это часть инфраструктуры крупнейших контент-провайдеров: онлайн-игр, видеохостингов, онлайн-кинотеатров, а также социальных сетей, размещенных на территории Казахстана в дата-центрах АО «Казахтелеком». Услуга улучшает пользовательский опыт конечного абонента за счет уменьшения пинга в играх, быстрой подгрузки видео и более стабильного подключения к сервисам контент-провайдеров. Подключение услуги «Интернет с доступом к кэш-серверам» возможен для операторов связи, у которых есть прямой стык или являющихся потребителями услуги Интернет от АО «Казахтелеком». Этот продукт также позволяет снизить затраты на покупку и обслуживание дорогостоящего оборудования: систем хранения данных, серверов, электропитающих установок, сетевого оборудования.

Подробнее о сервисе – на портале ismet.kz.

Killer-продуктом в корпоративном сегменте (по итогам 2023 года) стал пакетный продукт KASIPKER для индивидуальных предпринимателей с возможностью выбора вариации под свой бизнес. В среднем прирост доходов с начала 2023 года – 11% в месяц.

Продукт Kasipker создан с целью поддержки малого и среднего бизнеса. Тарифная линейка состоит из трех пакетов и включает в себя услуги мобильной телефонии, звонки на номера сотовых операторов и безлимитные звонки по Казахстану, доступ к сети Интернет, а также сервис видеонаблюдения IMOU Kazakhtelecom.

Ориентируясь на потребности клиента, Компания дает возможность своим клиентам в рамках одного тарифного плана выбрать из нескольких вариаций наполнения: Bailanysta, Qorganysta и Bari bar, каждая из которых учитывает индивидуальные пожелания клиента и дает возможность подобрать под свой бизнес самый оптимальный пакет услуг по выгодной стоимости.

Новые продукты и услуги на бизнес-платформе ismet.kz в 2024 году:

Запуск новой платформы для бизнес-сделок:

Запуск новой платформы, которая станет центральной точкой для взаимодействия предпринимателей. Это место, где бизнес может найти все необходимое для решения текущих задач и увеличения продаж.

Ismet Docs – Электронный Документооборот:

Запуск системы электронного документооборота. Это позволяет сократить «горы» бумажных документов, повышая эффективность обмена информацией между пользователями и способствуя более эффективной рабочей среде.

Обновление «ТУ онлайн» до версии 3.0:

С обновлением до версии 3.0 «ТУ онлайн» получит функционал полного цикла от получения ТУ до подключения услуг в удаленном формате и без бумажных документов.

Оператор фискальных данных

Компания в 2023 году сохранила лидирующие позиции на рынке операторов фискальных данных Казахстана за счет оптимизации и цифровизации бизнес-процессов и предоставления качественных услуг конечным пользователям.

Сервис ОФД (оператор фискальных данных) от «Казахтелеком» помогает предпринимателям обрабатывать и передавать данные с кассовых устройств в госорганы в режиме онлайн, что облегчает ведение бизнеса.

В 2023 году «Казахтелеком» представил своим пользователям обновленную версию мобильного приложения Е-Kassa с новыми функциями, сервисами и интерфейсом. Небольшая и бесплатная программа от «Казахтелеком» полностью заменяет контрольно-кассовые машины и предназначена для учета денежных средств, регистрации и контроля кассовых операций.

Ранее Е-Kassa размещалась на платформе для бизнеса ismet.kz, а с декабря 2023 года стала самостоятельным приложением, которое можно скачать на смартфон в Google Play Market, App Store и App Gallery. E-Kassa может применяться в сфере торговли и услуг для регистрации продажи или покупки товаров, печати чеков или их передачи в электронном виде, хранения информации о денежных операциях. Кроме того Е-Kassa может работать в течение 72 часов в автономном режиме: приложение сохранит все выбитые чеки и направит их ОФД сразу после восстановлении связи с сервером. Это особенно важно для предприятий с несколькими точками продаж или с большим потоком клиентов.

Новый продукт в сегменте B2G и B2C в 2024 году

В 2024 году Компания планирует развивать проект «Социальный кошелек». Цель проекта – внедрение цифрового платежного инструмента для упрощения получения гражданами социальных платежей, а также их использование на базе платежной системы мгновенных платежей Национального Банка РК. Сервис, разработанный казахстанской IT-компанией BTS Digital и интегрированный в мобильное приложение eGov, позволяет получать все соцвыплаты, включая монетарные и немонетарные меры господдержки, расплачиваться электронными деньгами, переводить средства на карты, а также получать бесплатные лекарства и горячие обеды в школах.

В перспективе в «Социальный кошелек» планируется добавить возможности приобретения продуктов по льготной цене, услуги такси для инвалидов, покупку средств реабилитации для людей с особыми потребностями и многое другое.

Подробнее об этом мы расскажем в нашем следующем отчете.