Обзор регуляторной среды
Описание основных направлений деятельности АО «Казахтелеком»:
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Устава АО «Казахтелеком», Компания осуществляет деятельность в качестве оператора связи Республики Казахстан для создания, монтажа, эксплуатации и технического обслуживания сети телекоммуникаций общего пользования и частных систем телекоммуникаций, выполняет функции оператора сети телекоммуникаций общего пользования и, среди прочего, оператора междугородной и международной связи с правом производства расчетов с Администрациями связи других государств, компаниями, пользователями, международными организациями в соответствии с Регламентом Международного союза электросвязи и законодательством Республики Казахстан.
Государственные регуляторные нормы законодательства Республики Казахстан, регламентирующие деятельность АО «Казахтелеком»
Основными законодательными актами Республики Казахстан, регламентирующими деятельность АО «Казахтелеком», являются Предпринимательский кодекс РК, Законы РК «О связи», «О естественных монополиях», «Об акционерных обществах».
Предпринимательский кодекс Республики Казахстан
Предпринимательский кодекс Республики Казахстан (далее – ПК РК) определяет правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства в Республике Казахстан, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием субъектов предпринимательства и государства, в том числе государственным регулированием и поддержкой предпринимательства.
В ПК РК в течение 2023 года вносились изменения различного характера:
В соответствии с Законом РК от 30.12.2022 №177-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации отдельных поручений Главы государства», в ПК РК внесены следующие изменения и дополнения:
1) статья 90-6 «Компетенция антимонопольного органа» дополнена подпунктом 39-5) следующего содержания:
«39-5) Антимонопольный орган согласовывает в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, бизнес-план к республиканскому проекту государственно-частного партнерства, инвестиционное предложение республиканского государственного инвестиционного проекта, конкурсную (аукционную) документацию республиканского проекта государственно-частного партнерства, в том числе при внесении в них изменений и (или) дополнений в части, относящейся в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, по проектам, предусматривающим обеспечение частными партнерами реализации государственных функций;»;
2) статья 138 «Сферы деятельности субъектов предпринимательства, в которых осуществляется контроль» дополнена подпунктами 118) и 119) в следующей редакции:
«Контроль осуществляется:
118) за соблюдением законодательства Республики Казахстан об онлайн-платформах и онлайн-рекламе;
19) за соблюдением законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите.».
3) статья 163-1 «Обязательные услуги, оказываемые субъектами естественных монополий и квазигосударственного сектора» дополнена пунктом 3 в следующей редакции:
«3. При оказании обязательных услуг физическим и юридическим лицам субъекты естественных монополий и квазигосударственного сектора используют объекты информатизации, а также представляют данные в машиночитаемом виде в объекты информатизации «электронного правительства» в соответствии с Правилами оказания обязательных услуг субъектами естественных монополий и квазигосударственного сектора в рамках защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности.».
4) пункт 3 статьи 193 изменен и изложен в следующей редакции:
«3. Субъектом государственной монополии, за исключением Государственной корпорации «Правительство для граждан», Фонда социального медицинского страхования, государственной технической службы, может быть только государственное предприятие, созданное по решению Правительства Республики Казахстан.
Субъектом специального права может быть государственное предприятие, акционерное общество, товарищество с ограниченной ответственностью, сто процентов акций (долей участия в уставном капитале) которого прямо или косвенно принадлежат государству, определенное в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Требование, указанное в части второй настоящего пункта, не распространяется на Единого оператора маркировки и прослеживаемости товаров и юридических лиц, более пятидесяти процентов голосующих акций которых прямо или косвенно принадлежат государству, разместивших акции на первичном рынке ценных бумаг, а также аффилированных с ними лиц.»;
5) пункт 4 статьи 193 изменен и изложен в следующей редакции:
«4. Запрещается предоставление субъектам рынка иных исключительных или преимущественных прав на производство, реализацию и (или) покупку какого-либо товара на конкурентном рынке в нарушение требований настоящей статьи.».
Кроме того, согласно Закону РК от 05.04.2023 №221-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам цифровизации государственных услуг в сфере земельных отношений», статья 163-1 ПК РК дополнена пунктом 3 следующего содержания:
«3. При оказании обязательных услуг физическим и юридическим лицам субъекты естественных монополий и квазигосударственного сектора используют объекты информатизации, а также представляют данные в машиночитаемом виде в объекты информатизации «электронного правительства» в соответствии с Правилами оказания обязательных услуг субъектами естественных монополий и квазигосударственного сектора в рамках защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности.».
Вместе с тем, в соответствии с Законом РК от 19.04.2023 №223-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административной реформы в Республике Казахстан» в ПК РК внесены следующие изменения и дополнения:
1) пункт 1 статьи 61 изложен в следующей редакции:
«1. Предельные размеры обязательных членских взносов определяются уполномоченным органом по предпринимательству.»;
2) изменена компетенция Правительства РК в области государственного регулирования предпринимательства, статья 84 ПК РК изложена в следующей редакции:
«К компетенции Правительства Республики Казахстан относятся:
1) утверждение правил ведения и использования реестра субъектов предпринимательства;
1-1) разработка основных направлений государственной политики в области государственного регулирования предпринимательства;
1-3) определение сфер регулирования предпринимательской деятельности, регуляторные акты которых подлежат включению в реестр требований;»;
3) в пункте 2 статьи 85 ПК РК «Уполномоченный орган по предпринимательству и его компетенция в области государственного регулирования предпринимательства» дополнен подпунктом 1-1) следующего содержания:
«1-1) формирует и реализует государственную политику в области государственного регулирования предпринимательства;»,
4) подпункты 5-1) и 6) пункта 2 статьи 85 ПК РК изменен и изложен в следующей редакции:
«5-1) утверждает правила ведения реестра обязательных требований в сфере предпринимательства;
6) утверждает правила расчета среднегодовой численности работников и среднегодового дохода;».
Закон Республики Казахстан «О связи»
Закон Республики Казахстан «О связи» (далее – Закон о связи) устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Республики Казахстан, определяет полномочия государственных органов по регулированию данной деятельности, права и обязанности физических и юридических лиц, оказывающих или пользующихся услугами связи.
В соответствии с Законом РК от 19.04.2023 №223-VІI «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административной реформы в Республике Казахстан»:
1) изменена компетенция Правительства РК в вопросах в области связи, статья 7 Закона о связи изменена и изложена в следующей редакции:
«Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан
К компетенции Правительства Республики Казахстан в области связи относятся:
1) разработка основных направлений государственной политики в области связи и организация их осуществления;
2) разработка и реализация государственной политики в области распределения радиочастотного спектра, а также эффективного использования радиочастот и орбитальных позиций спутников связи;
3) утверждение порядка подготовки и использования сетей телекоммуникаций общего пользования, ресурсов единой сети телекоммуникаций для нужд государственных органов, органов обороны, безопасности и охраны правопорядка Республики Казахстан.»;
2)внесены изменения в компетенцию уполномоченного органа в области связи. Так, подпункт 1) пункта 1 статьи 8 Закона о связи изложен в следующей редакции:
«1) формирование и реализация государственной политики в области связи, включая распределение и использование национальных ресурсов в области связи, а также участие в пределах своей компетенции в области технического регулирования, обеспечения единства измерений и сфере стандартизации в области связи и обеспечение ее реализации;»;
При этом, пункт 1 статьи 8 Закона о связи дополнен подпунктом 1-1) в следующем содержании:
«1-1) утверждение правил проведения конкурса по определению операторов универсального обслуживания, включая расчет размера субсидий и порядок возложения уполномоченным органом обязанности по оказанию универсальных услуг на операторов связи, требований к операторам связи по оказанию универсальных услуг связи и перечня универсальных услуг связи;»;
3) внесены изменения в статью 9 Закона о связи, теперь радиочастотным органом, осуществляющим распределение, выделение и присвоение полос частот, радиочастот (радиочастотных каналов) в Республике Казахстан вместо Центрального исполнительного органа военного управления стало Министерство обороны РК;
4) внесены изменения в пункт 7 статьи 36 Закона о связи, вместо Правительства РК теперь размер и порядок компенсации повышения тарифов абонентской платы за оказание услуг телекоммуникаций социально защищаемым гражданам определяется уполномоченным органом.
Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях»
Закон РК «О естественных монополиях» распространяется на отношения, возникающие на рынке услуг Республики Казахстан, предоставляемых субъектами естественных монополий.
В соответствии с Законом РК от 30.12.2022 №177-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реализации отдельных поручений Главы государства», в Закон РК «О естественных монополиях» были внесены следующие существенные изменения и дополнения:
1) пункт 1 статьи 22 дополнен подпунктом 9-2) и изложен в следующей редакции:
«9-2) изменение среднемесячной номинальной заработной платы одного работника по видам экономической деятельности в регионе (городе), сложившейся по данным статистики за год;» (Вопрос касательно основания изменения утвержденного уполномоченным органом тарифа до истечения его срока действия);
2) пункт 12 статьи 25 дополнен частями второй, третьей, четвертой и пятой следующего содержания:
«Публичные слушания, отчеты субъектов естественных монополий перед потребителями и иными заинтересованными лицами проводятся, в том числе с организацией онлайн-трансляции, с обеспечением беспрепятственного доступа участников публичных слушаний.
При введении в стране чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий, в том числе карантина, уполномоченный орган или его территориальные подразделения, субъекты естественных монополий проводят публичные слушания, отчеты перед потребителями и иными заинтересованными лицами посредством онлайн-трансляций.
При проведении публичных слушаний посредством онлайн-трансляций ведомство уполномоченного органа или его территориальное подразделение не позднее десяти календарных дней до даты проведения публичных слушаний размещает в средствах массовой информации и на интернет-ресурсе объявление о предстоящем публичном слушании с указанием даты, времени и ссылки на онлайн-трансляцию публичных слушаний.
В случае, если финансовая отчетность субъекта естественной монополии в соответствии с законами Республики Казахстан подлежит обязательному аудиту, ее размещение в средствах массовой информации, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в течение десяти календарных дней после завершения аудита.»;
3) пункт 2 статьи 26 в части обязанностей субъекта естественных монополий дополнен подпунктами 24-2) и 24-3) и теперь субъект естественных монополий обязан:
«24-2)ссогласовывать с уполномоченным органом договор доверительного управления имуществом, используемым в технологическом цикле при предоставлении регулируемых услуг, находящимся в собственности у субъекта естественных монополий;
24-3) согласовывать с уполномоченным органом кредитные соглашения для привлечения займов у международных финансовых организаций, специализированных отраслевых банков, Банка Развития Казахстана и банков второго уровня Республики Казахстан;».
Согласно Закону РК от 19.04.2023 №223-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административной реформы в Республике Казахстан», в Закон РК «О естественных монополиях», внесены следующие существенные изменения:
1) изменена компетенция Правительства РК в области естественных монополий, статья 7 изложена в следующей редакции:
«Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан разрабатывает основные направления государственной политики в сферах естественных монополий и организует их осуществление.»;
2) внесены изменения также в компетенцию уполномоченного органа, подпункт 2) статьи 8 изложен в следующей редакции:
«2) формирует и реализует государственную политику в сферах естественных монополий и организует ее осуществление;».
Кроме того, согласно Закону РК от 5 апреля 2023 года №221-VII ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам цифровизации государственных услуг в сфере земельных отношений», в Закон РК «О естественных монополиях», были внесены следующие существенные изменения и дополнения:
1) пункт 7 статьи 24 изменен и изложен в следующей редакции:
«7. Выдача технических условий на подключение к сетям субъекта естественной монополии по заявлению органов архитектуры и градостроительства осуществляется субъектом естественной монополии:
1) для технически несложных объектов – в течение двух рабочих дней;
2) для технически сложных объектов – в течение пяти рабочих дней.
Технические условия на подключение к сетям субъекта естественной монополии или увеличение объема регулируемой услуги выдаются на нормативный период проектирования, строительства и представляются органами архитектуры и градостроительства в государственный градостроительный кадастр.»;
2) статья 25 дополнена пунктом 6-2 в следующей редакции:
«6-2. Субъекты естественных монополий размещают и (или) актуализируют в автоматизированной информационной системе государственного градостроительного кадастра в машиночитаемом виде согласно формам, утвержденным уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства:
1) информацию о (об):
- резерве;
- установленной мощности и (или) емкости;
- наличии свободных и доступных мощностей и (или) емкостей;
- пропускных способностях сетей;
- месте нахождения (с указанием наименования улиц населенного пункта);
- протяженности;
- количестве забронированных мощностей и (или) емкостей и их сроках бронирования;
- количестве занятых мощностей и (или) емкостей, используемых в технологическом процессе для предоставления услуг конечным потребителям;
2) схемы размещения сетей или иного имущества, используемого при предоставлении регулируемых услуг, за исключением сведений, относящихся к государственным секретам и иной охраняемой законом тайне в соответствии с законами Республики Казахстан.».
Кроме того, в 2023 году внесены различные изменения общего характера в некоторые законодательные акты РК, используемые в деятельности АО «Казахтелеком», такие как Гражданский кодекс РК, Налоговый кодекс РК, Кодекс РК об административных правонарушениях, Закон РК «О рынке ценных бумаг», Закон РК «О разрешениях и уведомлениях», а также в подзаконные нормативные правовые акты по оказанию услуг связи.
